Кандинский и Малевич … игры разума с хаосомА.Матвеев |
||
Живопись в своем развитии в конце 19-го – начале 20-го века усложнялась и после импрессионизма с его игрой оттенков и кубизма пришла к беспредметной живописи – абстракционизму Кандинского и супрематизму Малевича, для создания и понимания которых требуется серьезная работа интеллекта. В их работах явно видно обращение к художественному изображению космического хаоса. Кандинский избрал модели, в которых гармонизировал космический хаос с помощью сочетаний красочных фрагментов – пятен, полос и т.д., еще не совсем оторванных от земли, но делал это больше интуитивно. |
||
|
||
В.Кандинский. Наплыв импровизации |
||
Малевич же создавал свои модели с применением математических расчетов, основанных на научных данных того времени о космосе и невесомости. Он преобразовал красочный космический хаос Кандинского, собрав однотонные красочные массы в виде форм, основными из которых были квадрат, крест и круг, и «запустил» их по заранее рассчитаным траекториям в открытый космос. |
||
|
||
К.Малевич. Супрематизм |
||
|
||
К.Малевич. Супрема №58 |
||
В 1915 году Малевич предпринял весьма удачную попытку изобразить модель космического хаоса, написав свой знаменитый «Черный квадрат» на белом фоне. |
||
|
||
К.Малевич. Чёрный квадрат |
||
Понимая, что космос враждебен человеку как биологическому объекту, Малевич с командой своих ближайших учеников: Суетиным, Чашником, – создает модели домов-спутников земли и рисунки космических кораблей. Увлеченный красотой созданного его воображением супрематического мира, Малевич предлагал обустроить и на земле жизнь по законам супрематизма. И Кандинского, и Малевича очень интересовали проблемы творчества – появление нового, ранее не известного в науке и искусстве, по образному выражению Малевича, «в пространстве черепа», т.е. в единственном на то время компьютере – человеческом мозге. Казимир Малевич умирает 15 мая 1935 г., а 22 сентября того же года родился Яков Синай, выдающийся математик нашего времени, теоретически решивший некоторые задачи, связанные с исследованием хаоса, и получивший в 2014 году премию Абеля за эти исследования. Он доказал, что при некоторых условиях в пространстве хаотично движущихся частиц могут образовываться подпространства сгущения, которые он назвал аттракторами. В 70-х годах Бенуа Мандельброт показал, что в пространстве хаоса существуют дробные самоподобные подпространства, которые он назвал фракталами. С помощью современных компьютеров были получены очень красивые изображения аттракторов и особенно фракталов, и сегодня мы можем погрузиться в чрезвычайно интересный и красивый мир искусства, созданного на научной основе. |
||
|
|
|
|
|
|
Согласно многочисленным легендам, в создании из первичного хаоса Солнечной системы, Земли и биологической жизни на ней участвовали некие могущественные разумные существа. Сегодня мы переживаем период лавинообразного накопления научных данных о создании звезд и планетарных систем благодаря силе тяготения, полученных с помощью приборов, выведенных в космос, таких, как телескоп «Хаббл», и систем радиотелескопов, расположенных на поверхности земли, в т.ч. «ИЛМА», работающая в миллиметровом диапазоне. На ней, в частности, была получена информация о наличии в межзвездном пространстве молекул глюкозы и других органических соединений (строительных кирпичей органической жизни). С другой стороны, ведутся интенсивные исследования человеческого организма в процессе его функционирования, особенно работы человеческого мозга. В 1980 году Юрием Маниным была предложена идея о квантовых вычислениях, и во всем мире началась чрезвычайно интенсивная разработка квантовых компьютеров, с помощью которых в обозримом будущем может быть обработан практически любой массив информации, и будет создан искусственный интеллект, намного превосходящий человеческий. И тогда, возможно, еще при жизни сегодняшнего молодого поколения будут решены задачи как происхождения первичного хаоса, так и создания упорядоченного материального мира. И не нужно забывать, что первыми более 100 лет тому назад пытались создавать гармонизированные и упорядоченные модели хаоса доступными им средствами гениальные художники и мыслители Василий Кандинский и Казимир Малевич, в живописных работах которых мы можем найти изображения и аттракторов, и фракталов. А это позволяет нам утверждать, что они стояли у истоков научного искусства в области космического хаоса, причем в том редком случае, когда художники опередили ученых. А сегодня уже можно смело утверждать, что появился новый художник - современный компьютер. Хочется надеяться, что он не убьет живопись, так же, как совсем недавно не убил шахматное искусство, а поднял его на новую высоту. |